Пошлины с продаваемых или обмениваемых предметов существовали у Русского народа с древнейших времен. Первое указание на взимание таких сборов па Руси встречается в Русской Правде, но нет сомнения, что возникновение их должно быть отнесено к более раннему времени. По мнению некоторых исследователей, сборы эти были занесены к нам греческими священниками, призванными князем Владимиром для распространения христианства из Византии, где система торговых пошлин имела в то время большое развитие.
Но прямых указаний на это в летописях не находится, между тем, из некоторых косвенных указаний можно заключить, что подобные пошлины существовали у наших предков еще ранее принятия христианства: в договоре Олега с Византийцами встречается слово «мыт», из чего видно, что древним русским был уже тогда известен сбор, который выражался на их языке особым техническим названием, очевидное же сродство этого, чисто русского слова, с германским Mauth указывает, как кажется, на древность соответствовавшего сему слову понятия. Во всяком случае, происхождение сборов с торговли па Руси не следует объяснять исключительно примером других народов. Мы знаем, что многие налоги, как например, поземельная, личная подать и т. п. возникали у разных народов и складывались в аналогичные формы помимо каких-либо заимствований у других племен, у которых уже существовали подобные налоги. То же самое могло произойти и по отношению к торговым сборам. При неразвитости экономических отношений в древнейшие периоды существования всякого народа, является вполне естественным, что правительство его, нуждаясь в материальных средствах, старается установить взимание налогов в тот момент, когда ценности, на которые последние падают, находятся, так сказать, всего более на виду. Для всякого рода продуктов, этот момент наступает при перевозке их или при продаже. Естественно, что эти действия весьма рано облагаются различными сборами. У древних греков, римлян и германцев мы встречаем сборы с продажи и перевозки товаров, сходственные с подобными пошлинами в древней России не только, по существу, но и по названию: ripaticum соответствует побережному, pontaticum – мостовщине и т. п.
В древнейшее время, при слабом развитии правительственной власти, сборы, уплачиваемые правящему лицу, могли иметь характер или дани побежденного победителю, или же пошлины, платимой подданными в вознаграждение (или под видом вознаграждения) за оказываемую им услугу или покровительство. Древний торговый сбор (мыт) принадлежал к последней категории: он взимался в виде вознаграждения за пользование известным участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам, а может быть, и за наблюдение порядка во время торговли. Мытник, по Русской Правде, служит законным свидетелем в случаях спора по поводу продажи. Такой же частноправовой характер имели сборы, взимавшиеся с товаров при перевозке их – проезжее – плата за пользование устроенными дорогами, весчее, передмер – за проверку количества товаров при продаже. В то время, сборы эти, по общему правилу, взимались с известного количества товаров – с воза, с меры – независимо от их стоимости. Но в начале XIII столетия мы уже встречаем указание на то, что при определении весчего сбора стали принимать во внимание также и ценность вывешиваемых продуктов.
Сильное развитие таможенных сборов замечается со времени попадания России под монгольское владычество. Усиление власти князя и народное сознание о необходимости уплачивать через посредство его дань общему властителю – татарскому хану – имели последствием возникновение на Руси значительного числа новых податей и пошлин, из которых многие падали на товары. Сборы эти тогда потеряли свой прежний, частноправовой характер: они взыскивались во имя права князя требовать известных платежей от подданных. Таким образом, появилась танга, осъмничее, явка и другие сборы, носившие резко фискальный характер. Но вместе с тем, были оставлены в силе и прежние сборы частноправового характера. Под влиянием необходимости увеличения княжеских доходов такие сборы значительно увеличились в числе, так что всякая услуга, оказанная правительством торговцу, оплачивалась какой-либо особой пошлиной. Таким путем образовалась целая система, запутанная и сложная, пошлин различного рода и наименования, взимавшихся при продаже и при перевозке товаров. Всем этим сборам вообще было присвоено название таможенных.
В современных памятниках мы встречаем более сорока наименований различных таможенных пошлин. Указания на них в источниках настолько темны, неполны, а иногда и противоречивы, что при всей добросовестности, с какою исследовали этот предмет Граф Д. Толстой и профессор Осокин, названные ученые нередко отказываются произнести какое-либо суждение относительно многих видов подобных сборов. По всей вероятности, путаница существовала и во время действия системы таможенных пошлин: одному и тому же названию придавалось то более широкое, то более узкое значение, тот же термин прилагался к пошлинам, не одинаковым, по существу, и т. д. Желающие ознакомиться в подробности с системой таможенных сборов, действовавших в древней России, найдут весьма добросовестную разработку этого предмета в указанных выше сочинениях Гр. Толстого и проф. Осокина. В настоящем же труде, к предмету которого сборы эти не имеют непосредственного отношения, можно будет не затрагивать вопроса о существе и значении каждой пошлины, ограничиваясь только перечислением их наименований, которое само по себе представляет известный интерес: на основания одного только перечисления можно судить о многочисленности и о разнообразии их.
В древней России существовали следующие пошлины с продажи и перевозки товаров: проезжее, мыто сухое, мыто водяное, промыт, заповедь, посаженное, головщина, задние калачи и костки (это все сборы приезжие, взимавшиеся за пользование искусственными и водяными путами сообщения), мостовщина и перевозы (сущность этих сборов ясна из их наименований), гостинное, амбарное, полавочное, поворотное или подворное, позем, свальное (пошлины за наем помещения под торговлю или за склад), весчее или пудовое, контарное, подъемное, рукознобное, померное, покоречное (сборы за определение количества товаров), торговая пошлина, порядное, восменичее, искунное (фискальные пошлины, взымавшиеся с продажи товаров), головщина в специальном смысле (торговая пошлина, взимавшаяся при продаже людей), пятно, писчее и поводное (специальпые сборы с продажи лошадей), роговое и приводное (сборы с продажи скота), узловое и поузольщина – сбор с наложения таможенных знаков.
Всякий товар, предназначенный для продажи, подвергался оплате несколькими из приведенных сборов, которые вообще взыскивались независимо один от другого; иногда один и тот же сбор взыскивался несколько раз с товара (например мостовщина). Благодаря этому обстоятельству, и также тому, что как запутанность и сложность системы таможенных сборов, так и способ, принятый в большинстве случаев для их эксплуатации (отдача на откуп—система, также заимствованная у монголов) давали большой простор злоупотреблениям со стороны сборщиков, пошлины эти ложились тяжелым гнетом на внутреннюю торговлю, не смотря па то, что сами по себе, они были обыкновенно не особенно значительны: размер самого важного из этих сборов — тамги, колебался 1/4 до 7 процентов с цены, наиболее же часто встречающиеся оклады её — от 3/4 до 2 процентов (1,5—4 деньги с рубля); при этом, сборам собственно с продажи не подлежали необходимейшие продукты потребления, а местные жители города, где взимался сбор, были или совсем освобождены от платежа торговой пошлины, или же пользовались известной уступкой. Наоборот, торговцы, приезжавшие из отдаленных мест, а также иностранцы, платили пошлину в высшем размере; фактически это приводило к тому, что иноземные товары облагались выше, чем русские.
По мере соединения древней Руси под единодержавной властью великого князя Московского, делались попытки внести некоторый порядок в таможенные сборы и привести их к более простой, однообразной системе. С этой целию великими князьями издавались таможенные грамоты. До нас дошли пять подобных грамот, времен Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Они относятся к различным городам—Белоозеру, Егонской Веси (нынешний Весьегонск Тверской области), Дмитрову, Новгороду. Не подлежит сомнению, что подобные же грамоты были установлены и для других областей. По большей части, грамоты эти представляют собою контракт, на основании которого откупщики принимали на себя взимание таможенных сборов, вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму: в грамотах перечислены сборы, подлежавшие взысканию, и указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от их уплаты и пр. Значительное сходство, какое представляют эти грамоты по отношению к размеру пошлин и к порядку их взимания, а также однообразие постройки и изложения грамот дают повод думать, что они сочинялись по какому-нибудь общему образцу, составленному для всего государства.
Размеры пошлин, вообще невысокие, изменялись смотря по тому, приходилось ли иметь дело со своим человеком, или с пришлым купцом, или с иностранцем. Затем заметно постепенное возрастание сборов, в течении столетия, которое прошло между изданием первой и наиболее поздней из дошедших до нас таможенных грамот. В уставных грамотах Иоанна Грозного обложены пошлинами также и деньги, привозимые из заграницы, вывоз же денег и вообще всяких драгоценностей за границу строго запрещен. Это показывает, что еще в XVI столетии в России применялась теория денежного баланса. Несмотря на то, что таможенные сборы в этот период были вообще не особенно высоки, они доставляли очень немаловажный доход великому князю московскому. Вследствие этого, они вводились во всех областях, которые вновь подпадали под московское владычество. Так, во Пскове таможенные сборы были введены в 1510, вслед за присоединением этого города к Московскому княжеству.
Стараясь о том, чтобы никто не избегал уплаты таможенных сборов, проезжая мимо городом, где устроены таможни, московское правительство иногда заводило переписку об этом с соседними владельцами. В общем, эти сборы тяжело ложились на внутреннюю торговлю и неохотно переносились народом. Этим объясняется то, что многие старались освободиться от уплаты таможенных сборов, посредством получения особых тарханных грамот. Такия грамоты выдавались Великими Князьями монастырям, духовенству.
При Иоанне Грозном замечается стремление отменить большинство подобных привилегий: зато при этом государе был установлен такой тархан, какого не бывало в прежнее время — мы говорим об английских льготах. Известно, что в 1547 г. к русским берегам Белого моря был занесен британский корабль, принадлежавший к флотилии, которую снарядили англичане с целью отыскания новых, неведомых земель. Командир этого судна, Чэнслор, был привезен в Москву, обласкан государем; Иоанн поручил ему, по возвращении в Англию, пригласить своих соотечественников установить правильную торговлю с Россией, и обещал разные привилегии.
Когда Чэнслор вернулся в Англию, там была устроена особая компания русского торга, получившая, по уставу, утвержденному Королевой Марией, право монопольной торговли с Московией: купцам, не принадлежавшим к компании, не дозволялось, без её разрешения, ездить в Россию, под страхом конфискации корабля и груза. Такая монополия вызывалась желанием продавать в Московии английские товары за максимально дорогую цену, и вместе с тем, обесценивать русские товары: в уставе компании было сказано, что купцам следует назначать очень высокую цену на английские товары и очень низкие на русские продукты, в виду того, что первоначальные цены будут служить руководством на последующее время.
В 1555 г. Чэнслор приехал в Москву уже в качестве посла и представителя новой компании. Он добился от Иоанна IV грамоты, которой англичанам дозволялось приезжать в Россию и торговать в ней свободно от всяких пошлин, а также производить транзитный торг с Персией и другими азиатскими государствами. Такая льгота была, конечно, чрезвычайно выгодна для английских купцов, и в следующий же год их довольно много приехало в Россию. Англичане, собственно, хотели еще большего — чтобы доступ в Россию через Белое море был открыт только для них, а другим национальностям не дозволено было ездить по новому пути. Иоанн IV на это не согласился. Как можно, сказал он, такую великую тягость на себя наложить! Платить дань не было бы так убыточно. Сам он смотрел па льготу, данную англичанам, как на временную меру. В 1570 году, обидевшись за что-то на королеву Елизавету, он вдруг лишил англичан всех прежних привилегий, а английских купцов велел посадить в тюрьму. Впрочем, в 1574 г., он возобновил английские привилегии, но уже не в прежнем размере: они должны были уплачивать таможенные сборы, только в половину против прочих иностранцев и против русских купцов.
Но при преемнике Иоанна Грозного, царе Федоре, льгота англичанам была восстановлена в прежнем размере. Грамотой 1587 года за ними была признана свобода от тамги, судовых сборов и головщины как в Архангельске, так и в Вологде, Ярославле и Москве. Только розничная торговля была запрещена им. При развитии торговых сношений с иноземцами через Белое море, такая привилегия должна была приносить очень большие выгоды англичанам.
По словам Соловьева, сумма пошлин, уступленных англичанам грамотою Федора Иоанновича, в 2000 фунтам стерлингов каждогодно - сумма не маловажная для того времени, когда можно было человека купить в полницу (в рабство) за 50 р. Трудно сказать, какие причины вызвали дарование английским гостям такой важной привилегии. Здесь нельзя видеть стремления достигнуть оживления внешней торговли: в таком случае, пошлины следовало бы брать со всех вообще иностранцев, а не с одних англичан. В Архангельск тогда ходили голландцы, амбурцы и прочие немцы, с которых велено было взимать пошлины по старине.
Политические же отношения Московского государства к другим державам были в то время таковы, что не представлялось надобности искать особенного сближения с англичанами. Может быть, установление английских привилегий объясняется тем, что Борис Годунов, находившийся тогда в главе управления государством, поддался льстивым подходам со стороны английских дипломатов. Размер пошлин, взимавшихся в это время, мало отличался от того, который был установлен для порубежных народов во времена Иоанна IV: тамга – 4 деньги с рубля, т. е. 2 процента. Сверх того, взималось осмничее, весчее, рукознобное, судовое и пр. По-прежнему, монастырям, а также и отдельным лицам, иногда жаловалась свобода от таможенных сборов. Был и такой пример, что таможенные сборы в одной местности были пожалованы государем частному лицу.
До нас дошли сведения о таможенных доходах, собиравшихся во всем государств. Иностранец Фленчер сообщает, что из 1.430.000 общей суммы государственных доходов того времени, таможенные пошлины доставляли 60.52 тысяч. из этого числа поступало^
с Москвы - 12000
с Пскова - 12000
с Казани - 11000
с Смоленска - 4000
с Новгорода - 6000
с Костромы - 1300
с Ярославля - 1200
с Торжка - 800
с Твери- 700